Декоративные особенности текстурированных металлолаковых покрытий

Т.В. Ершова, Т.Ф. Юдина, Т. В. Щапова, М.С. Чайка, Ивановский ГХТУ (Мир гальваники 2014)
Рассмотрены декоративные особенности поверхности различных металлов после текстурирования и электрохимического тонирования.

В настоящее время металлические покрытия используют не только для защиты материалов от коррозии и придания им определенных функциональных свойств, но и с целью обеспечения декоративного внешнего вида различных изделий. Современный человек предъявляет высокие эстетические требования к окружающим его предметам.

Декоративный эффект, создаваемый покрытием, должен радовать глаз, привлекать внимание, вызывать к себе интерес. Современные технологии предлагают различные варианты декорирования поверхности изделий разнообразных форм и размеров нанесением драгоценных металлов и их сплавов, обработкой «под старину», текстурированием. С каждым годом область применения декоративных покрытий становится все шире и сложно придумать нечто новое. Но все мы прекрасно знаем, что новое – это хорошо забытое старое, рассматриваемое под другим углом зрения. Важно увидеть в уже предложенной и неоправданно забытой технологии свое оригинальное, и она заиграет совершенно в ином свете.

Мы рассмотрели декоративные особенности поверхности некоторых металлов после нанесения на них известным способом [1] текстурированных металлолаковых покрытий (ТМП) с целью оценки возможности их использования для заключительной отделки изделий. Перед нанесением покрытий проводили подготовку поверхности, общепринятую для каждого покрываемого металла. Затем проводили текстурирование в растворе, содержащем толуол, канифоль и амиловый спирт. После смачивания влажной поверхности изделия этим раствором происходит самопроизвольный разрыв канифольной пленки и образуется нерегулярный узор, который фиксируется после испарения летучей части раствора и воды. Детали с таким узором можно подвергать химической или электрохимической обработке. При этом участки поверхности, не занятые канифольной пленкой в зависимости от способа обработки приобретают заданную цветовую или фактурную характеристику, отличающуюся от изолированных участков.

Канифольную пленку затем удаляют с поверхности путем омыления в щелочном растворе, и полученный узор защищают прозрачным лаком [1]. Такого рода покрытия называют «текстуритом». Для повышения выразительности узора после текстурирования мы тонировали пробельные участки поверхности электрохимическим способом. Для тонирования использовали электролит состава, г/л:

CuSO4 •5 H2O – 30÷45,

NaOH – 18÷30,

Калий виннокислый – 20÷50.

Электролиз проводили при температуре 18-200С при катодной плотности тока 0,015÷0,020 А/дм2 [2].

Известно [2,3], что сущность получения ярких цветных пленок на поверхности металлов и металлических покрытий заключается в образовании тончайшей прозрачной пленки закиси меди, интерферирующей свет. По мере роста пленка последовательно изменяет цвета согласно правилу Таммана. После достижения нужного цвета электролиз прекращали.

Текстурирование позволяет получать нерегулируемый, по сути, абстрактный рисунок. Но, тем не менее, рисунок может перерастать в нечто большее, превращаясь, например, в мотивы дикой природы. Кто-то увидит в рисунке очертания облаков, кто-то сравнит его со шкурой леопарда или какого-то фантастического, несуществующего животного.

По нашему мнению, полученный по данной технологии текстурированный рисунок напоминает величественные горные вершины (рис.1).

Сложно определить к какому стилю в искусстве относится получающийся по данной технологии рисунок. В настоящее время практически ни одна вещь не относится только к одному направлению. Обычно наблюдается сочетание разных стилей, порой даже несовместимых. Большинство новинок моды сами по себе эклектичны. Получающийся после текстурирования рисунок в какой-то степени можно отнести к стилю Ар-деко. Ар-деко – символ богатства и роскоши. Он ассоциируется со шкурами экзотических животных, с яркими насыщенными цветовыми сочетаниями, с широким использованием металла в дизайне, с обязательным вкраплением многочисленных декоративных элементов в изделие, с широким использованием лакированных глянцевых поверхностей. Видно, что некоторые черты Ар-деко прослеживаются в полученном покрытии.

Мы рассмотрели некоторые варианты получения цветных узоров на алюминии, стали, на цветных металлах – меди, латуни и серебре. Текстурированию подвергали или сами указанные металлы, или нанесенные на них покрытия.

На рис. 2а представлен фрагмент узора, полученного на никелированной поверхности алюминия. Время тонирования в растворе, содержащем ионы меди – 2 мин. Узор на рис.2б, в получен на поверхности медной и серебряной пластинок после текстурирования и электрохимической обработки в течение тех же двух минут.

Особенности узора зависят от материала основы, от ее смачиваемости раствором для текстурирования. Чем быстрее вынимается из раствора изделие, тем крупнее получается узор.

Интересные результаты получены при нанесении текстурированного рисунка на серебро. Для электрохимического окрашивания применили раствор, рекомендованный для олова и оловянных покрытий. При этом используя различные режимы тонирования текстурированной поверхности, удалось получить практически весь спектр цветов: черный, сиреневый, синий, фиолетовый, зеленый, малиновый, коричневый, рыжий, голубой, золотой и оттенки этих цветов (рис.3). Такое многообразие цветов могут дать еще только эмали, но их нанесение займет куда больше времени и средств, чем в случае применения данной технологии. Необычный декоративный эффект был получен при тонировании поверхности предварительно разогретой серебряной пластинки. В этом случае фон окрашивался в насыщенный зеленый цвет (рис.4).

Интересные возможности декорирования открываются также при использовании двойного текстурирования (рис.5), которое предусматривало после получения текстурированного узора и его тонирования вторичную обработку по той же самой технологии. Вторичное электрохимическое окрашивание проводили до получения нужного цвета. Получающийся узор напоминает камень.

Металлические пластинки с рисунком, покрытые ювелирной эпоксидной смолой или лаковым слоем, можно использовать в качестве декоративных вставок в ювелирные украшения, бижутерию, карманные зеркала модные аксессуары и т.п. На рис.6 представлены возможные варианты применения вставок в различных изделиях.

Использование ювелирной эпоксидной смолы позволяет подчеркнуть декоративность рисунка, придать ему определенный объем и при сохранении цветов дополнительно защитить текстурированную поверхность от коррозии и истирания.

Творческое сочетание новаторской идеи дизайнера и декоративных особенностей текстурированного узора позволит создать эксклюзивные изделия, которые непременно найдут своего владельца.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гальванотехника. Справ. изд. Ажогин Ф.Ф., Беленький М.А., Галль И.Е. и др. М.: Металлургия, 1987.736 с.
  2. Грачева М.П. Гальванотехника при изготовлении предметов бытового назначения. Легкая индустрия,1970, 304 с.
  3.  Эйчис А.П. Покрытия и техническая эстетика.Технiка,1971, 248 с.